Центральная городская библиотека им. А. Грина представляет книги из своего фонда

Легендарные народные промыслы России

Посвящается Дню России

Россия — одна из немногих стран, сохранивших традиции народных художественных промыслов, которые являются не только национальным достоянием, но и частью мирового культурного наследия. Они пережили войны и революции, и дошли до нас.
Указом Президента Российской Федерации от 30.12.2021 № 745
2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России
В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры. Созданные мастерами рукотворные изделия дороги нам сегодня как носители непреходящих духовных ценностей, как хранители опыта прошлого в настоящем. Нас покоряет в них гармония природы, труда и красоты, ремесла и искусства, рожденная живительным источником народного творчества, исторической памятью народа.
Основоположниками искусства были гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики, плотники, оружейники, маляры, портные, портнихи и вообще - ремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи.
Максим Горький
Народная художественная роспись, резьба, кружевоплетение, вышивка, гончарное дело, кузнечное мастерство, глиняная и деревянная игрушка
Ремесло и промысел
Слово «ремесло» произошло от латинского «ремес» (плотник) и обозначало разные виды ручных работ. Промыслы — от «промыслить», то есть, подумать. В толковом словаре Владимира Даля «ремесло» объяснялось, как "рукомесло, рукодельное мастерство, ручной труд, работа и уменье, коим добывают хлеб, "промысел, требующий по большей части телесного, чем умственного труда». Если оставить в стороне спорное утверждение о соотношении физического и умственного труда, то увидим, главное — это труд, приносящий доход. 
Получается, что промысел это, в большей степени, экономический термин. Но народные промыслы и ремесла России стали объектом народного искусства, творческим наследием, богатым и многоликим. Представляем обзор книг из фонда Центральной городской библиотеки им. А. Грина о ремесленных брендах России, об истории и развитии самых ярких национальных художественных направлений.
Рогов, Анатолий Петрович. Народные мастера : А. Мезрина, И. Мазин, В. Ворносков, И. Голиков. Биогр. очерки / Анатолий Рогов. - М. : Мол. гвардия, 1982. - 271 с. : 24 л. ил.; 21 см. - (Жизнь замечат. людей. Сер. биогр. Осн. в 1933 г. М. Горьким. Вып. 2 (622)
Книга писателя Анатолия Рогова посвящена жизни и творчеству выдающихся мастеров, родоначальников всемирно известных промыслов: Анне Мезриной - дымковская игрушка, Игнатию Мазину - Городецкая живопись, Василию Ворноскову - кудринская резьба, Ивану Голикову - палехская лаковая живопись. Автор обращается и к истории, и к сегодняшнему дню народных промыслов, их богатейшим традициям. книга иллюстрирована цветными фотографиями работ народных умельцев, старыми снимками самих героев книги, их семей и учеников, фотографиями с дореволюционных выставок работ мастеров в Петербурге.

Русское народное искусство. - Ленинград : Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР Ленинградское отделение, 1959. - 96 с.; ил. 

Изучение собственной народной художественной культуры поможет читателю узнать и оценить труд россиян, создававших на протяжении многовековой истории произведения высокой художественной ценности. В книге в вводной главе даются основные характерные особенности русского народного искусства. В отдельных главах рассматриваются основные его виды: резьба по дереву, роспись, керамика, игрушка, металл, резьба по кости, ткань и набойка, вышивка и кружево. Отдельная глава посвящена советскому периоду. Лучшие образцы народного искусства представлены фотографиями. Издание составлено на материалах Государственного Русского музея в Ленинграде.

Читать
Соболев, Николай Николаевич. Русский орнамент [Текст] : Камень, дерево, керамика, железо, стенопись, набойка : [Образцы] : [Альбом] / Н. Н. Соболев ; Глав. упр. по худож. пром-сти Ком. по делам архитектуры при Совете министров СССР. - Москва : изд. и тип. Гос. архитектурного изд-ва, 1948. - 174 с. ил. с текстом, 6 л. ил.

Книга, ставшая уже библиографической редкостью - год издания 1948. Ее первые строки: "Восстановление городов и сел, разрушенных фашистскими захватчиками, ставит на очередь вопрос не только о характере и формах вновь возводимых сооружений, но и о наружной и внутренней их отделке". В этой книге представлены образцы русского орнамента периода с ХII по конец ХVIII веков. Главное место отведено произведениям, созданным из дерева, камня и глины - наиболее распространенным материалом, в котором русские мастера создали свои замечательные орнаменты. О кованом железе, набойке, росписи стен и рукописных заставках книг и рукописей, не менее интересных и оригинальных, упомянуто лишь вкратце. Книгу сопровождают 134 цветные и фоновые иллюстрации с аннотациями по каждому орнаменту. 

Каплан, Нина Ильинична. Народные художественные промыслы : [Учеб. пособие для сред. проф.-техн. уч-щ] / Н. И. Каплан, Т. Б. Митлянская. - М. : Высш. школа, 1980. - 176 с. : ил.

Книга знакомит с традиционными видами декоративного искусства, создаваемого народами России: вышивка, узорное ткачество, набойка, роспись, ковры, кружевоплетение, обработка дерева, миниатюрная живопись на папье-маше и роспись подносов, художественные изделия из меха, керамика, гончарство, фарфор, металл и ювелирное искусство, обработка камня, резьба по кости, изделия из кожи.

Фролова, Екатерина Николаевна. Чистый источник : [Очерки о восстановлении нар. промыслов] / Екатерина Фроловна. - М. : Мол. гвардия, 1990. - 206,[2] с. : ил.

У некоторых видов народного искусства счастливая судьба - это устюжская чернь по серебру, дымковская игрушка, палехская и холуйская минатюры, жостовские подносы, хохлома... Народные промыслы складывались на протяжении столетий. поэтому автор особое место отвел биографии старинных ремесел, истории возникновения и нелегком пути их развития. Книга посвящена народным мастерам-энтузиастам всей России, воссоздающим старинные ремесла и вдохнувшим в них новую жизнь. Рассказывается и о плетении из лозы, и об искусстве вышивки и росписи по металлу, и о многих других народных промыслах, продолжающих жить и сегодня. Текст сопровождается цветными иллюстрациями.

Добрых рук мастерство [Текст] : произведения народного искусства в собрании Государственного Русского музея : [сборник] / сост. и науч. ред. И. Я. Богуславская. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ленинград, Ленинградское отд-ние : Искусство, 1981. - 311 с. : ил., цв. ил.
Книга знакомит с богатыми коллекциями и отдельными выдающимися произведениями народного искусства в собрании Государственного Русского музея. В ней объединены очерки, посвященные разным видам народного искусства - резьбе и росписи по дереву, керамике, набивным и узорным тканям, вышивке, игрушке, художественной обработке металлов и кости. Ряд очерков рассказывает о современных художественных промыслах: знаменитых центрах лаковой миниатюры, гжельской керамике, хохломской росписи, северной черни и других. Книга может служить своего рода путеводителем по экспозиции отдела народного искусства Русского музея. Прялки и вальки, лукошки и туеса, подзоры и кокошники, пряничные и набивные доски, дуги и квасники - все это уже ушло из жизни и стало достоянием музеев. Но зато все чаще сегодня мы говорим о вологодском кружеве, хохломской росписи, дымковской игрушке, лаковой миниатюре Палеха - о художественных промыслах наших дней, наследниках народного искусства прошлого.
Жегалова, Серафима Кузьминична. Русская народная живопись : Кн. для учащихся ст. классов / С. К. Жегалова. - М. : Просвещение, 1984. - 176 с. : ил.
Художественная роспись - один из древних видов промыслов, неотъемлемая часть самобытной культуры народа. Гжель и Хохлома узнаваемы по всему миру и давно стали национальными символами-брендами. Но помимо общеизвестных и растиражированных росписей есть еще немало красивых узоров: Шекснинская золоченка, Ракульская, Гуслицкая, Мезенская росписи и многие другие.
Книга знакомит читателя с искусством русских народных художников XVII—XX веков, представлены фотографии подлинных вещей, которые использовали в обиходе наши предки. Тут и сундуки, и прялки, и сани, и кафтаны, и санки, и посуда. А вместе с ними и диковинные звери и птицы, пришедшие в народную роспись по дереву из глубины веков, с допетровских времён.
В книге рассказывается о характерных особенностях и чертах искусства крупных художественных центров и "школ" народных росписей. Читатель увидит образцы пермогорской, хохломской, мезенской, городецкой и костромской росписей. Тем, кто занимается дизайном, могут быть интересны орнаменты от первоисточника - народа. Любители поискать тайный смысл, могут обратить внимание на изображения богатырей, львов, грифонов.
Народное искусство отдельных регионов России
Народные промыслы развивались практически в каждом российском регионе. Трудно даже просто перечислить все богатство, доставшееся нам в наследство. Каждый народный промысел выдержан в собственном индивидуальном стиле, который появился благодаря истории того или иного региона, его обычаев и традиций. При этом через все народные промыслы проходит единая нить, связывающая все народы нашей страны на протяжении многих поколений. 
Хохлома : [фотоальбом] / жанровые и видовые фот. Н. Рахманова, А. Шпикалова ; постановоч. фот. С. Зимноха, С. Петрова, сост. В. Вишневская, Н. Мамаева, авт. текста В. Вишневская. - М. : Планета, 1980. - [159] с. : цв. ил.
У колыбели Хохломы происходило слияние двух традиционных линий в развитии русского прикладного искусства - глубоко народного в своих основах наследия орнаментальной живописи Древней Руси и художественной ремесленной традиции массового промысла окраски деревянной посуды. Родина хохломской росписи - Лесное Заволжье, где по берегам рек Керженец и Узола издавна жили умелые мастера. «Слово «Хохлома» — многозначно. С ним связано наименование одного из самых популярных видов народного декоративного искусства. Оно служит названием промысла росписи деревянных изделий. Им называют и сами изделия, отличающиеся красотой растительного орнамента и оригинальной техникой окраски поверхности дерева в золотистый цвет без применения золота. И, наконец, слово «Хохлома» является названием старинного торгового села бывшей Нижегородской губернии — ныне Горьковской области, куда мастера привозили на продажу деревянную расписную посуду и откуда ее развозили по всей стране. 

Четыре школы лаковой миниатюры были и есть в России: Палех, Мстёра, Холуй и Федоскино

«Палех — село-академия народная», — говорил в 1863 году Георгий Филимонов, хранитель христианских и русских древностей в первом в Москве Публичном музее, заведующий архивом Оружейной палаты. 

Палех, прославленный на весь мир мастерством художников, не всегда ассоциировался с красочными шкатулками. По преданию, в леса на берегу речки Палешки бежали иконописцы из Владимира и Суздаля. На месте выжженного леса осели и построились. До революции писали иконы, а новая власть, к религиозной тематике суровая, заставила взяться за светские мотивы — сказки, предания, былины. Писать миниатюры стали на шкатулках.

В основе палехского стиля — традиции многих иконописных школ: особая тонкость письма, мягкие плавные линии и сдержанная цветовая гамма. Одежды и орнамент блестят золотом — символом света. 

Иван Иванович Голиков. [Мастер палехской лаковой миниатюры] / Авт. текста А. Н. Рейнсон-Правдин. - Москва : Сов. художник, 1956. - 125 с., ил.
Книга об Иване Ивановиче Голикове (8 января 1887 (27 декабря 1886) — 30 марта 1937) — русском художнике-миниатюристе, заслуженном деятеле искусств РСФСР (1935 год), инициаторе и учредителе Артели древней живописи Палеха 4-5 декабря 1924 года. Иван Голиков родился в Москве в семье потомственного художника-иконописца с трёхвековой художественной преемственностью Ивана Михайловича Голикова. Иван Иванович расписал множество лакированных изделий — от крупных ларцов до миниатюрных бисерниц. Все его работы являют собой образец тончайшего письма, превосходных композиционных решений и необычного подхода к былинным и литературным сюжетам. Тематика произведений: история, фольклор, литература, сельские мотивы, современная, революционная, битвы, тройки, орнаментальные мотивы, которые представлены в этом издании - иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина, "Слову о полку Игореве", а также "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!", "Третий интернационал", "Десять лет Октября" и другие. Фотографии цветные и фоновые.

Промысел села Федоскино - вид традиционной живописи масляными красками на изделиях из папье-маше: особой массы, которую делают из картона, бумаги и клея

Подмосковное Федоскино называют родиной русских лаков. Оно ведет свое начало от возникшей в 1795 году фабрики П. И. Коробова. 

Предприимчивый купец побывал на фабрике Штобвассера в Брауншвейге. Изучил производственные тонкости, выписал немецких мастеров и наладил свое производство. Из «жеваной» бумаги делали и табакерки, и шкатулки, и бисерницы. Сначала на коробочки для красоты наклеивали картинки. Художественную ценность эти вещицы получили лишь с 1814 года, когда шкатулки стали расписывать вручную. Технику художники выбрали самую сложную — живописную миниатюру. И планку поставили высокую: равнялись на эпоху Возрождения.

Настоящего расцвета достиг промысел благодаря… купеческой свадьбе. Дочка Коробова вышла замуж за купца Лукутина. От него-то и пошли нововведения: мастеров учить в Строгановке. Покорили шкатулками Европу и получили право ставить на лаковых изделиях клеймо — золотого двуглавого орла.

Главное отличие русского лака от европейского — ярко выраженный национальный колорит. Мастера переносили на шкатулки картины русских художников и сценки из деревенской жизни. Но главным символом федоскинской лаковой миниатюры считается русская тройка.


Супрун, Людмила Яковлевна. Лаковая миниатюра Федоскино / Л. Я. Супрун. - М. : Легпромбытиздат, 1987. - 318 с. : ил
Подмосковное село Федоскино - родина русских лаков, всемирно известное подмосковное село, где живут и работают замечательные мастера миниатюрной живописи. Произведения федоскинцев - украшенные миниатюрами ларцы и коробочки, шкатулки и панно, экраны и записные книжки - уже около двухсот лет радуют всех своими изящными формами, живописностью, красотой тончайшего золотого орнамента. История страны и ее современность, русская природа и русский фольклор, образы героев прошлого и настоящего - вот сюжеты, которым посвящают свое творчество мастера этого традиционного центра народного искусства. С федоскинских шкатулок пошел на Руси новый промысел. В книге представлено творчество талантливых мастеров русской лаковой миниатюры с конца XVIII в. Раскрываются система выразительных средств федоскинских портретов, особенности пейзажа и жанра, рассмотрено декоративно-орнаментальное оформление лаковых предметов. Книга иллюстрирована множеством цветных и фоновых фотографий.
Рехачев, Михаил Васильевич. Вологодские кружева. - Вологда : Обл. кн. ред., 1955. - 80 с., XXX л. ил.
Эта книга о вологодском кружевоплетении, истории вологодского кружевоплетения, о художественной ценности вологодских кружев. Вологодское кружевоплетение восходит к ХVI-ХVII векам. Но начало промысла относится к 1820 году, когда близ Вологды в имениях помещиков крепостные стали выплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским. Во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву. Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду. Русское кружево, создаваемое руками наших женщин, – одно из ярких проявлений русского художественного гения. Здесь, как и в других видах народного искусства, во всей полноте выразилось художественное дарование нашего народа. Русское плетеное кружево отличается от всех других кружев богатством и разнообразием узоров и, вместе с тем, жизненностью мотивов. Даже самые дорогие кружева с изумительно сложным плетением отличаются изяществом и четкостью узора. Книга иллюстрирована фоновыми фотографиями образцов вологодского кружева.


Мордовия. Народное искусство : альбом / сост. Ю. Ф. Юшкин ; ред., авт. предисл. М. А. Некрасова. - Саранск : Мордовское книжное издательство, 1985. - 143, [1] с. : ил. ; 34 см. - Рус., англ., венг. яз. - Библиогр.: с. 132.
Книга-альбом «Мордовия: народное искусство» - своеобразная энциклопедия мордовского народного искусства, которое представляет собой яркое, самобытное явление. Среди искусств других народов и народностей, входящих в состав Российской Федерации, художественное творчество Мордвы имеет свои особенности и черты, которые слагают неповторимость художественного характера. Традиции мордовского народного творчества восходят к глубокой древности, в них истоки и корни национальной культуры. И сегодня широко за пределами Республики Мордовия известны изделия мордовских ювелиров, оригинальная резьба по дереву, яркие народные костюмы, мордовская керамика и другие самобытные образцы народных промыслов.
Народное искусство Коми = Коми иӧзкостса искусство : [Альбом] / М-во культуры Коми Респ.; [Авт. текста Грибова Л.С., Савельева Е.А.]; [Сост.: Ваксул И.О. и др.]. - Б.м. : Ветераны за мир, [1992?]. - [95] л. : цв. ил., портр.
Вдоль живописных склонов Северного и Полярного Урала, на бескрайних просторах северной тайги, издавна живет трудолюбивый народ коми. Яркой страницей его национальной культуры является самобытное народное искусство. Художественная резьба по дереву, узорное ткачество, вязание, набойка, обработка меха, кости отражают богатый духовный мир народа коми, его тесную непосредственную связь с окружающей природой.
Альбом впервые знакомит читателя с произведениями традиционного коми народного искусства, истоки которого уходят вглубь тысячелетий. Основу альбома составляют коллекции Коми республиканского историко-краеведческого музея, музея археологии и этнографии Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской Академии наук, музея археологии Сыктывкарского государственного университета.


Майстровский, Марк Яковлевич. Земля мастеров : Очерки о нар. худож. промыслах Калинин. обл. / М. Майстровский. - М. : Моск. рабочий ; Калинин : Калинин. отд-ние, 1986. - 125, [2] с., [16] л. ил.

У художественных промыслов Тверского края интересная многовековая история. Эта книга расскажет о некоторых из них: о великой культуре обработки дерева, которой владели наши предки, о таинствах гончарного ремесла, о загадочных древних символах старинной вышивки, об изысканном искусстве кружевниц, о праздничном разноцветье узорного ткачества, о сложной судьбе уникальнейшего из древних ремесел — золотного шитья.
Резьба по дереву и кости
Искусство резьбы восходит к быту древних славян, селившихся в древности по берегам Волги, Дона, Днепра, озера Ильмень. На стенах славянских святилищ изображались люди, птицы, звери, которые, по свидетельству мифов и сказок "жили" в те далекие времена. В ХI-ХIII веках резьба по дереву и кости достигли чрезвычайно высокого уровня. Северную резьбу по кости иностранные путешественники так и называли "резьбою русов".
Уханова, И. Н. Севернорусская резная кость XYII - XIX веков : каталог коллекции / И. Н. Уханова; Гос. Эрмитаж. - Санкт-Петербург : Гос. Эрмитаж, 2005. - 180 с. : ил.

Альбом рассказывает об изделиях мастеров - косторезов севера России - из Архангельска и деревни Холмогоры. В издании опубликовано более 80 тоновых фотоиллюстраций произведений косторезного искусства из собрания Государственного Эрмитажа, Музея этнографии народов СССР и Государственного Русского музея.


Абросимова, Александра Андреевна. Художественная резьба по дереву, кости и рогу / А.А. Абросимова, Н.И. Каплан, Т.Б. Митлянская. - Москва : Высш. школа, 1978. - 151 с. : ил. - (Профтехобразование. Изделия культурно-бытового назначения)

Русские мастера издавна великолепно умели обрабатывать дерево, кости и рог. Из книги вы узнаете о видах обработки этих материалов: например, о геометрической и плоскорельефной резьбе, резьбе по бересте и мозаике, домовой (корабельной) и скульптурной резьбе. Читатель узнает о резьбе, названной по региону промысла: холмогорской, тобольской, хотьковской, чукотской резьбе и гравировке. Эта книга рассчитана на обучающихся традиционным русским ремеслам, поэтому большая ее часть посвящена описанию технологий обработки дерева, кости и рога. В книге есть фоновые иллюстрации.
Вышивка
Насколько вышивание является древним ремеслом — точно не определено, но оно всегда популярно. У всех народов в основу вышивки положены национальные мотивы и орнаменты.
Лебедева, Серафима Христофоровна. Удмуртская народная вышивка = Удмурт калык пужыятон = Udmurt folk embroidery / С. Х. Лебедева ; Нац. музей Удмуртской Респ. им. Кузебая Герда. - Ижевск : Удмуртия, 2009. - 86, [2] с. : цв. ил.
Удмуртская народная вышивка, имея некоторое сходство с вышивкой других народов, имеет свои примечательные черты. Большая ее часть выполнена на холсте. Наиболее древняя вышивка в Удмуртии выполнена счётной техникой: выполнялась на холсте по счёту нитей без канвы, часто без пялец. Как и у других народов, особо богатой вышивкой отличалась свадебная одежда невесты и служила оберегом от злого глаза и порчи. Автор в своей книге представляет читателю небольшую часть коллекции удмуртской вышивки, хранящейся в фондах Национального музея УР им. К. Герда. Цветные фотографии подлинных изделий введут его в прекрасный мир народного творчества, в мир знаков и символов.

Деревянная игрушка
В России существуют три наиболее известных исторически сложившихся региона изготовления деревянных игрушек. Один из них располагался в Архангельской и Вологодской губерниях, другой – в Нижегородской губернии. Но столицей деревянных игрушек, несомненно, можно назвать город Сергиев Посад и село Богородское, расположенное недалеко от него. По берегам Белого моря, на Онежском полуострове, в Архангельской и вологодской губерниях игрушки, изготовленные северными мастерами, своим скупым столбоватым обликом напоминают древних северных идолов. Основные мотивы производства для северных мастеров – это кони, птицы, куклы-бабы и разнообразные погремушки. В Нижегородской губернии, славившийся резьбой по дереву, производились лучшие образцы корабельной и кормовой резьбы, было хорошо развито «ложкарство» (изготовление деревянных ложек), точение веретён и городецкая резьба. Центрами изготовления традиционной деревянной игрушки стали Городец, Семёнов, Лысково, Пурех, Федосеево. В городе Сергиев Посад и селе Богородское мастера предпочитали использовать жанровые изображения, игрушки часто изготавливались в виде сюжетных композиций и включали несколько «действующих» лиц. Иногда такие игрушки делались движущимися для усиления эффекта.
В игрушечном промысле существовало разделение труда. Одни деревни специализировались на изготовлении белья, то есть неокрашенной игрушки, а другие - на росписи. В начале ХХ века игрушки стоили на рынке немало - четвертак, скупщики же покупали их у мастеров за 18 рублей сотню. По некоторым данным, мастер-игрушечник вырабатывал товара за месяц рубля на два. 
Игрушечники. Начало XX века
Русская деревянная игрушка / Н. В. Тарановская ; ред. А. Н. Тырса. - Ленинград : Художник РСФСР, 1968. - 430, [3] с., [53] л. ил. - рус., англ., фр., нем. яз. 
Формы и типы русской народной деревянной игрушки, рожденные талантом и увлеченностью мастеров, поражают своим многообразием. Полено, чурка, щепка, дощечка - вот с чего начинали мастерить игрушку и на Севере, и в поволжье, и под Москвой. Книга включает увлекательный рассказ о национальных особенностях деревянной игрушки: о ее своеобразной пластике, сказочных образах, цветовой гамме, о способах изготовления и вековых традициях промыслов. Издание содержит 93 цветных и тоновых фотоиллюстраций.
Русская игрушка : Из коллекции худож. пед. музея игрушки АПН СССР, г. Загорск : [Альбом] / [авт.-сост. Г. Л. Дайн]. - Москва : Сов. Россия, 1987. - 195 с. : ил.
Альбом познакомит читателя с русской народной игрушкой, с ее прошлым и настоящим. Перед нами раскроются страницы русской потешной летописи, они расскажут о значении игрушки, о промыслах и мастерах-игрушечниках России, об уникальной коллекции Художественно-педагогического музея игрушки АПН СССР. Сила культурной традиции сохранила русскую народную игрушку и центры ее производства до сих пор. Во многих краях и областях нашей страны живут и работают мастера-игрушечники. Их творчество основано на животворной памяти того, что было веками родственно и любимо русским человеком, во что вкладывалось чувство жизни, мира, красоты. Все это делает изделия современными. Великолепные цветные фотографии иллюстрируют текст.
И. М. Баканов. Хохломские художники за работой. Палех, 1929 год
Город Семёнов Нижегородской области - столица золотой хохломской росписи
Маркичев М.В. "Три чуда", 1934, палехская шкатулка
Шкатулка Федоскино - изделие из папье-маше, расписанное масляными красками с использованием сусального золота и перламутра, покрытое несколькими слоями лака.
Первая отечественная матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.Сергиев Посад
Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу привезенному из Японии.
Игрушке «Кузнецы» более 300 лет, это одна из старейших богородских игрушек. Сегодня подвижная игрушка «Кузнецы» стала символом русской деревянной игрушки и является зарегистрированным товарным знаком предприятия «Богородский резчик».
Орловская вышивка
XIX – начало XX вв. Вологодская губерния
Пластина с рельефным изображением в резной кости "Тайной вечери" нач. XIX в.
Эрмитаж. Санкт-Петербург
Из истории народных промыслов России
Предполагается, что первые промыслы, как доходная, не земледельческая деятельность крестьян, возникли в начале ХVIII века. Было два вида такой деятельности: отхожий промысел и надомный (кустарный). Из кустарных впоследствии сформировались ремесленные, в том числе и художественные, промыслы. Наибольшего расцвета промыслы достигли к средине XIX века, особенно, после отмены крепостного права. Термин "народные художественные промыслы" официально появился в 1934 году.
Без понимания значения для истории и развития страны её фольклора и народного художественного творчества невозможно говорить о таких серьёзных вещах, как национальное самосознание и культурный суверенитет. Утрата традиций — невосполнимая потеря для духовной составляющей русской культуры в целом, как впрочем, и замещение действительных традиций — культурным суррогатом.
Книжно-иллюстративная выставка «Промыслы и ремесла земли русской» в Центральной городской библиотеке им. А. Грина
Центральная городская библиотека им. А. Грина
Адрес: Российская Федерация. Республика Крым. г. Феодосия, ул. Кирова, 2
Лонгрид подготовила Т. Гурьева, главный библиограф ЦГБ им. А. Грина
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website